Правила крепления груза: обязательно или необходимо?

Стяжные ремни, которые выпускаются в соответствии со стандартом EN 12195, многократно используются при перевозках грузов. Их выбирают с учетом, что ленты могут растягиваться не более чем на 7%, обращают внимание на запас прочности и разрывное усилие, указанное на маркировке. Однако даже самые прочные и качественные ремни не выполнят свою задачу, если будут неправильно закреплены! Именно о том, какие знания вам пригодятся при использовании стяжных ремней, мы и расскажем в нашем материале.

 

Вспомним физику

 

Но для начала вспомним о том, что сегодня действуют официальные, международные Правила и стандарты перевозки грузов, которые регламентированы Конвенцией о договоре по перевозке грузов по дорогам (КДПГ). Ее создали в 1956 году, и среди стран-подписантов была и СССР, а затем и Россия. И если вы выезжаете за пределы РФ, очень не мешало бы с нею ознакомиться, так как покупать по требованию европейского полицейского еще с десяток стяжных ремней где-то на трассе — не всегда удобно. Однако будьте уверены, что полисмены свое дело знают и лишнего не требуют.

 

А теперь перейдем к физике. А именно — закону Ньютона, который говорит о том, что всякое тело при изменении параметров движения стремиться сохранить первоначальное направление и скорость, так как на него действуют силы инерции. И именно эти силы инерции швыряют неправильно закрепленный груз по машине или вышвыривают за ее пределы.

 

А самая большая инерция помните, когда возникает? Правильно! При торможении транспортного средства. Именно на нее жалуются водители, когда пишут в объяснительной о поврежденном грузе, что «… в целях предотвращения столкновения с выскочившим на проезжую часть пешеходом было применено экстренное торможение, которое привело к смещению груза».

 

Но торможение, в том числе, экстренное — неотъемлемая часть дорожного движения. И подготовится к нему — прямая обязанность водителя, а также того, кто закрепляет груз.  Согласно стандарту EN 12195 во время экстренного торможения на дороге возникает инерция с ускорением 0,8g (80% от ускорения свободного падения) которая направлена по ходу движения автомобиля. Именно исходя из этого показателя и определяются требования не только к прочности кузова, но и креплению грузов и их размещению.

 

При грузоперевозке нужно всегда помнить о том, что:

 

  • груз ВСЕГДА легче удержать на месте, чем остановить его перемещение;
  • размещать груз нужно вплотную к передней стенке.

Правила крепления груза: обязательно или необходимо

Есть ли четкие правила крепления грузов?

 

Несмотря на существование КДПГ, автомобильная перевозка грузов не имеет четких правил крепления перевозимыхобъектов. Именно поэтому страховые компании так часто сталкиваются с проблемой, что груз не был закреплен совершенно или закреплен неверно. А убытки — колоссальные. Только в Германии страховые компании называют цифру более 300 миллионов евро в год. Согласитесь, что «Я вожу бутылки 15 лет, и такого не было» или «Бочки были такими тяжелыми, я думал, что они не сместятся» — слабое оправдание.

 

А что у нас? Заглянем в ПДД, пункт 23.2, где говориться о том, что: «водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения». При этом при аварии груз не рассматривают как ее причину, вся ответственность — только на водителе. Инспекторы вообще не включают груз в протокол, так как в РФ не существует методики расследования ДТП с грузами. А подавляющее большинство экспедиторов и водителей совершенно не владеют теорией и способами крепления. Можно долго «переводить стрелки» и выяснять, кто прав, кто виноват в этой ситуации. Но лучше — обратиться к опыту западных коллег.

А как у них?

 

Например, в Великобритании есть Code of Practice of Safety Loads on Vehicles, в США — North American Cargo Securement Standard, австралийцы пользуются Cargo Restraint Guide, а их соседи из Новой Зеландии — Truck Loading Code. Но, пожалуй, наиболее подробно о том, как крепить груз для перевозки расписано во все том же EN 12195, созданном на базе немецкого VDI 2700.

 

Именно в EN 12195 подробно расписано, как и какие силы действуют на груз, размещенный в грузовике, так или иначе, а также какими креплениями и как эти силы скомпенсировать при помощи ремней и другого крепления. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации на дороге и то, как себя ведет груз, какие силы на него воздействуют.

 

Сменились условия движения (ухабы, кочки, препятствия). Кто-то невесело пошутит, что это не «сменились», а «постоянно», но иной раз изменения заметны сильнее. И в этот момент на груз внутри тс начинает воздействовать вертикальная сила инерции. В США и Новой Зеландии правила говорят о том, что силу следует учитывать как 20% от веса груза. Несмотря на то, что это может быть не много, сила способна уменьшить сцепление, силу трения между грузом и днищем. Как следствие — груз сдвигается.

 

Сменилось направление движения (смена полосы, поворот). На авто и груз в этом случае действует центробежная сила. Ее величина принята равной половине от груза, то есть, коэффициент ускорения равен 0,5g. Если при этом скорость снижается в 2 раза, то сила уменьшается в 4 раза. Так что, входите в поворот медленнее — это универсальное правило. Что касается размещения груза, то позаботьтесь о том, чтобы он находился в грузовике с надежными бортовыми стойками. В том случае, если вы перевозите небольшой, но тяжелый груз, который занимает малую часть пространства, установите растяжки и/или боковые упоры. Перекидывается такой груз с коэффициентом ускорения равным 0,7g.

 

Кстати, вашим союзником при креплении грузов может стать сила трения. Не пренебрегайте ею при грузоперевозках  — увеличьте сцепление поверхности груза и поверхности кузова при помощи резиновых ковриков и прочих элементов, которые не позволят сдвинуться объектам.  


Как правильно крепить груз на большегрузных автомобилях? Расскажем о самых надежных ремнях для крепления грузов