Правила крепления груза: обязательно или необходимо?
Стяжные ремни, которые
выпускаются в соответствии со стандартом EN 12195, многократно используются при
перевозках грузов. Их выбирают с учетом, что ленты могут растягиваться не более
чем на 7%, обращают внимание на запас прочности и разрывное усилие, указанное
на маркировке. Однако даже самые прочные и качественные ремни не выполнят свою
задачу, если будут неправильно закреплены! Именно о том, какие знания вам
пригодятся при использовании стяжных ремней, мы и расскажем в нашем материале.
Вспомним физику
Но для начала вспомним о том, что
сегодня действуют официальные, международные Правила и стандарты перевозки
грузов, которые регламентированы Конвенцией о договоре по перевозке грузов по
дорогам (КДПГ). Ее создали в 1956 году, и среди стран-подписантов была и СССР,
а затем и Россия. И если вы выезжаете за пределы РФ, очень не мешало бы с нею
ознакомиться, так как покупать по требованию европейского полицейского еще с
десяток стяжных ремней где-то на трассе — не всегда удобно. Однако будьте
уверены, что полисмены свое дело знают и лишнего не требуют.
А теперь перейдем к физике. А
именно — закону Ньютона, который говорит о том, что всякое тело при изменении
параметров движения стремиться сохранить первоначальное направление и скорость,
так как на него действуют силы инерции. И именно эти силы инерции швыряют
неправильно закрепленный груз по машине или вышвыривают за ее пределы.
А самая большая инерция помните,
когда возникает? Правильно! При торможении транспортного средства. Именно на
нее жалуются водители, когда пишут в объяснительной о поврежденном грузе, что
«… в целях предотвращения столкновения с выскочившим на проезжую часть
пешеходом было применено экстренное торможение, которое привело к смещению
груза».
Но торможение, в том числе,
экстренное — неотъемлемая часть дорожного движения. И подготовится к нему —
прямая обязанность водителя, а также того, кто закрепляет груз. Согласно стандарту EN 12195 во время
экстренного торможения на дороге возникает инерция с ускорением 0,8g (80% от ускорения свободного падения)
которая направлена по ходу движения автомобиля. Именно исходя из этого
показателя и определяются требования не только к прочности кузова, но и
креплению грузов и их размещению.
При грузоперевозке нужно всегда
помнить о том, что:
- груз ВСЕГДА легче удержать на месте, чем остановить
его перемещение;
- размещать груз нужно вплотную к передней стенке.
Есть ли четкие правила крепления грузов?
Несмотря на существование КДПГ,
автомобильная перевозка грузов не имеет четких правил крепления перевозимыхобъектов. Именно поэтому страховые компании так часто сталкиваются с проблемой,
что груз не был закреплен совершенно или закреплен неверно. А убытки —
колоссальные. Только в Германии страховые компании называют цифру более 300
миллионов евро в год. Согласитесь, что «Я вожу бутылки 15 лет, и такого не
было» или «Бочки были такими тяжелыми, я думал, что они не сместятся» — слабое
оправдание.
А что у нас? Заглянем в ПДД,
пункт 23.2, где говориться о том, что: «водитель обязан контролировать
размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания
помех для движения». При этом при аварии груз не рассматривают как ее причину,
вся ответственность — только на водителе. Инспекторы вообще не включают груз в
протокол, так как в РФ не существует методики расследования ДТП с грузами. А подавляющее
большинство экспедиторов и водителей совершенно не владеют теорией и способами
крепления. Можно долго «переводить стрелки» и выяснять, кто прав, кто виноват в
этой ситуации. Но лучше — обратиться к опыту западных коллег.
А как у них?
Например, в Великобритании есть Code of Practice of Safety Loads on Vehicles, в США — North American Cargo Securement Standard, австралийцы
пользуются Cargo Restraint Guide, а их соседи из Новой Зеландии — Truck Loading
Code. Но, пожалуй, наиболее подробно о том, как крепить груз для перевозки
расписано во все том же EN 12195, созданном на базе немецкого VDI 2700.
Именно в EN 12195 подробно
расписано, как и какие силы действуют на груз, размещенный в грузовике, так или
иначе, а также какими креплениями и как эти силы скомпенсировать при помощи
ремней и другого крепления. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации на дороге
и то, как себя ведет груз, какие силы на него воздействуют.
Сменились условия движения
(ухабы, кочки, препятствия). Кто-то невесело пошутит, что это не
«сменились», а «постоянно», но иной раз изменения заметны сильнее. И в этот
момент на груз внутри тс начинает воздействовать вертикальная сила инерции. В
США и Новой Зеландии правила говорят о том, что силу следует учитывать как 20%
от веса груза. Несмотря на то, что это может быть не много, сила способна
уменьшить сцепление, силу трения между грузом и днищем. Как следствие — груз
сдвигается.
Сменилось направление движения
(смена полосы, поворот). На авто и груз в этом случае действует
центробежная сила. Ее величина принята равной половине от груза, то есть,
коэффициент ускорения равен 0,5g. Если при этом скорость снижается
в 2 раза, то сила уменьшается в 4 раза. Так что, входите в поворот медленнее —
это универсальное правило. Что касается размещения груза, то позаботьтесь о
том, чтобы он находился в грузовике с надежными бортовыми стойками. В том случае,
если вы перевозите небольшой, но тяжелый груз, который занимает малую часть
пространства, установите растяжки и/или боковые упоры. Перекидывается такой
груз с коэффициентом ускорения равным 0,7g.
Кстати, вашим союзником при креплении грузов может стать сила трения. Не пренебрегайте ею при грузоперевозках — увеличьте сцепление поверхности груза и поверхности кузова при помощи резиновых ковриков и прочих элементов, которые не позволят сдвинуться объектам.
Вам также могут быть интересны наши обзоры:
- График работы офиса и склада АВТОЛОНГ с 28 октября по 7 ноября 2021
- Публикации о товарах и услугах АВТОЛОНГ в автомобильных онлайн-изданиях
- Разделы, организаторы и участники MIMS 2021
- Автолонг приглашает на свой стенд на MIMS 2021 в Экспоцентре 23-26 августа
- Путь в 25 лет, пройденный MIMS Automechanika Moscow: что было и что будет