Дороги – это не только ленты асфальта, но и правила, которые связывают нас всех в единое целое. Как это всегда бывает, в мире ПДД штиль долго не держится. В 2023 году мы тоже получили свою порцию новшеств, которые затронули не только водителей легковых автомобилей, но и дальнобойщиков, тех, кто управляет монстрами дороги – грузовиками и фурами. Давайте разберём, что изменилось в прошлом году и что нас ожидает в предстоящем.
Изменения в правилах для больших машин
2023 и 2024 годы стали периодом значительных изменений в ПДД для водителей грузовых автомобилей. Эти изменения, по задумке законодателей, должны улучшать безопасность на дорогах и создавать более благоприятные условия для работников дальнобойных перевозок.
Изменения, вступившие в силу в 2023 году
● Переход к электронным путевым листам:
С начала сентября все грузоперевозчики должны перейти на использование электронных путевых листов (ЭПЛ). Теперь они обязательны и должны быть оформлены и сохранены в электронной системе ФГИС "ЭПД", в то время как бумажные путевые листы утратили свою силу.
● Повышение штрафов за перегрузку:
С начала января 2023 года размеры штрафов за перегрузку грузовиков были увеличены. Теперь коэффициент за превышение допустимой массы в диапазоне от 2 до 15% составляет 0,8%, а за превышение более чем на 15% штраф увеличивается вдвое.
● Внедрение новых правил технического осмотра:
С марта 2023 года вступили в силу новые правила технического осмотра для грузовиков. Теперь техосмотр обязателен для всех грузовых автомобилей независимо от их года выпуска, а также будут проверяться дополнительные параметры, такие как система "ЭРА-ГЛОНАСС", тахографы и ограничители скорости.
● Ограничение движения по МКАД:
С 13 мая 2023 года для грузовиков массой более 12 тонн были введены ограничения на движение по МКАД в период с 6:00 до 22:00.
● Запрет на движение по обочинам:
С конца сентября 2023 года грузовикам запрещено движение по обочинам автодорог.
Планируемые изменения в правилах дорожного движения России для грузовиков и дальнобойщиков на 2024-й включают:
● Внедрение системы "Платон" для всех грузовиков:
С начала 2024 года система "Платон" станет обязательной для всех грузовиков массой более 3,5 тонн. Оплата за проезд по федеральным трассам будет взиматься с каждого грузовика, независимо от его владельца.
● Повышение штрафов за нарушения режима труда и отдыха:
Планируется увеличение штрафов за нарушения режима труда и отдыха водителей грузовиков как для самих водителей, так и для их работодателей.
● Внедрение электронных сопроводительных документов (ЭСД):
С сентября 2024 года планируется введение электронных сопроводительных документов (ЭСД) для всех видов грузов. Эти документы будут оформляться и храниться в электронной системе.
● Внедрение системы «Весогабаритный контроль»:
Также планируется введение системы «Весогабаритный контроль» для автоматического контроля за перегрузкой и габаритами грузовиков. Она будет базироваться на использовании камер и датчиков, установленных на дорогах.
● Ужесточение требований к перевозке опасных грузов:
Предполагается ужесточение требований к перевозке опасных грузов, включая новые нормативы для водителей, транспортных средств и сопроводительной документации.
Также грядут изменения и в отношении правил движения для тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также для транспорта, перевозящего опасные грузы.
● Заявления и прочие документы, необходимые для получения специального разрешения на перемещение тяжеловесного или крупногабаритного транспорта, теперь будут приниматься и обрабатываться в электронном формате.
● Выдача разрешения должна происходить в течение трех часов с момента утверждения маршрута.
Общие изменения в ПДД за прошлый 2023 год
С 1 марта:
1. По новым правилам, запрещается оставлять автомобили на разделительных и безопасных островках.
2. Дорожные знаки, обозначающие зоны для зарядки электромобилей и ограничивающие движение автобусов, получили одобрение.
3. Знак, указывающий на платную парковку, теперь украшен изображением монет, в то время как знак для инвалидов представлен изображением инвалида на инвалидной коляске.
4. Границы зон платной и бесплатной парковки были чётко обозначены с помощью синих и белых линий, соответственно.
Было введено специальное положение для электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и подобных устройств личной мобильности.
● Среди установленных стандартов для данного вида транспорта следует отметить максимальную скорость ограниченную 25 км/ч.
● Электрический транспорт, допущенный к использованию на тротуарах и велосипедных дорожках, должен не превышать 35 кг весом.
● Порядок движения подчинен специальным дорожным знакам, с учетом приоритета для пешеходов.
● Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки.
Когда водитель въезжает на перекрёсток с указателем «Круговое движение», он должен уступить дорогу тем автомобилям, которые уже движутся по нему. Это правило действует в случае, если въезд на перекрёсток не осуществляется с главной дороги.
С 19 мая до конца года:
1. Установлены правила привлечения к ответственности нарушителей правил в случае, если после того, как вынесено постановление, выясняется, что был причинён вред здоровью пострадавшего.
2. Урегулированы вопросы наблюдения за движением, остановки транспортных средств и пешеходов, идентификации транспортных средств, выезда на место ДТП и т. д.
3. Для самозанятых водителей такси утверждены нормы рабочего дня. Регулярная рабочая неделя ограничена 40 часами.
4. В случае отсутствия тахографа в автомобиле необходимо вести журнал времени.
5. Введен новый список неисправностей, при наличии которых водить автомобиль запрещено. В него входит отсутствие зимних шин (включая шипованные, если они необходимы) с декабря по февраль на всех колесах. Использование шипованных шин разрешено с июня по август.
6. Расширен круг лиц, имеющих право управлять определенными самоходными транспортными средствами.
7. Срок для обмена водительских удостоверений, чей срок действия истек, продлен на 3 года.
Изменения на начало 2024 года
Что ожидает нас дальше:
● С апреля изменятся некоторые пункты в процедуре сдачи экзаменов и получения водительских удостоверений. Увеличены интервалы для пересдачи, а также уточнён перечень необходимых документов.
● Вносятся коррективы по допуску к управлению автомобильным транспортом. После одногодичного пребывания на территории Российской Федерации иностранные и международные водительские удостоверения признаются недействительными.
● Введены новые нормы относительно размещения стационарных, подвижных и мобильных регистрационных автоматических камер.
Подытожим
В эпоху перемен в ПДД, каждое изменение становится звеном в цепи попыток формирования безопасного и перспективного передвижения на дорогах. Эти изменения Направлены в основном на улучшение ситуации. Но ко многим из них придётся привыкать, упоминая нелестные слова, поскольку они усиливают контроль и ответственность, не привнося водителям практической пользы.
В любом случае, новые правила остаются правилами, которые нужно знать и соблюдать. И, как говорится, вперёд, к яркому и устойчивому будущему на наших дорогах.