Китайский автопром – полувековая история

Аксессуары для китайских грузовиков

То, что китайский автопром насчитывает чуть более полувека, может показаться достаточно странным, ведь именно эта страна сейчас считается одним из гигантов на рынке. Активно развиваться он начал только незадолго до 2000 года, и удивительно, насколько преуспели компании из Китая, которые начинали практически с нуля. Как же все начиналось, и в чем секрет успеха китайского автопрома?


Краткий экскурс в историю

Некоторые специалисты утверждают, что развитие автопрома в Китае можно сравнить с чудесами света, и справедливо было бы назвать это восьмым чудом. За все десятилетия и столетия не зафиксировано ни одного случая, столь стремительного развития чего-либо, причем в настолько огромнейших масштабах. В очередной раз китайцы смогли всех поразить своими размахами – они сумели практически с нуля выйти на лидирующие ступеньки, потеснив даже монстров автомобильного строения из более развитых стран.

Первым автомобилем, выпущенным в Китае, был неприглядный грузовичок, который практически повторял популярный в СССР ЗИС 150. Ничего удивительного в такой схожести нет, ведь в его создании активно участвовали инженеры из Советского Союза. С огромной страной у Китая в 50-х годах, когда и появился этот первый автомобиль, были весьма тесные отношения. Великие державы активно обменивались опытом, технологиями и даже специалистами.

На этом тесный контакт СССР с Китаем не оборвался. В продолжение десятка лет Союз продолжал принимать активное участие в развитии китайского машиностроения. Почти сразу после выпуска грузовика, специалисты начали работать над созданием первой легковушки. Что и говорить – благодаря трудолюбию, умению быстро перенимать чужой опыт, грамотному оперированию современными на то время технологиями, китайским производителям все удалось на все 100%.

Лимузин, длина которого достигала шести метров, разрабатывался для первых лиц Китая. Модель быстро стала популярной и с серединных 1950-х выпускалась почти до 1980-х годов. За это время модель периодически совершенствовали и вносили изменения и дополнения, но в целом она мало изменялась внешне – в большей мере модернизация касалась комфорта в салоне, мощности, функций.

Освоив производство грузовиков и легковых машин для чиновников, китайские компании «вошли во вкус» и начали работать над автомобилями для среднего класса. Хотя работа кипела, и количество заводов увеличивалось, обеспечить транспортными средствами всех желающих не было возможности (достаточно вспомнить населенность Китая).

Интересная деталь – хотя количество заводов увеличивалось, а спрос на автомобили не уменьшался, можно сказать, что после такого бурного всплеска автомобильная промышленность замерла. Все, что производилось, оставалось в стране, не поступая на внешний рынок. Иностранным концернам доступ в Китай был закрыт, и изменилось все только в конце 80-х годов, когда был открыт первый завод Volkswagen.

В это же время государство стало оказывать минимум влияния на производства. Это привело к их расширению, ведь в первую очередь компании ориентировались на получение максимальной прибыли.

2000 годы – активное развитие китайского автопрома

Примерно в 90-х годах прошлого столетия в китайском автопроме начались кардинальные изменения. В первую очередь здесь большая заслуга правительства. После проведения реформ были запущены многочисленные программы, которые давали огромные льготы всем компаниям (как уже существующим, так и только начинающие свои первые шаги на рынке автомобильной промышленности).

Свой первый рекорд на рынке автопрома Китай установил именно в 90-х годах. Объем производимых автомобилей поразил всех – их количество превысило 1 миллион в год!

Именно в этот период и начали работать компании, которые на данный момент известны по всему миру. Это Geely, Chery, Lifan. Был дан «зеленый свет» инвестированию, что послужило активному открытию заводов иностранных брендов, что также послужило причиной стремительного увеличения автомобилей в стране. Вскоре количество транспортных средств стало настолько огромным, что Китай начал поставлять свою продукцию даже за рубеж. В большинстве случаев это были страны Африки и Европы (только восточной части).

Следующий рекорд – более двух миллионов автомобилей в год, что произошло в 2000 году, уже никого не удивил. Прошло еще несколько лет, и эта цифра удвоилась. К началу 2010 года производство почти 14 млн. транспортных средств сюрпризом уже ни для кого не стало. Стремительное развитие автопромышленности Китая, и целеустремленность компаний считались вполне обыденными. Неприятным сюрпризом это стало только для Японии, которая до сих пор считалась самым крупным автопроизводителем. Лидирующую ступеньку занял Китай.

Казалось бы – на этом можно и остановиться. Но китайские компании продолжали активно развиваться, и уже к 2020 году им удалось опять побить рекорд. Впервые в истории количество транспортных средств, которые выпускаются в стране, превысило 15 млн., ведь с конвейеров сошло более 18 млн. единиц.

Такие рекорды не прошли для страны даром. В мегаполисах Китая передвигаться по дорогам стало весьма затруднительно, постоянные пробки и аварии привели к тому, что рост автопарка начали ограничивать. Сделали это весьма находчиво. Приобрести регистрационные автомобильные номера стало возможным только на аукционе. К примеру, в одном из самых крупных городов Китая Пекине в год разыгрывали чуть более 60 тыс. номерных знаков. Их стоимость была баснословной, и далеко не каждый обыденный житель мегаполиса мог себе позволить выложить такую сумму. Такая стратегия правительства быстро дала свои результаты – количество автомобилей на дорогах оставалось критическим, но практически не увеличивалось.

Китайский автопром сегодня

Пандемия ударила практически по всем гигантам автомобильной промышленности. Поскольку заболеваемость в Китае достигала огромных показателей и производства практически остановились, в 2020 году в стране работа автозаводов была нарушена. За первое полугодие 2021 года было экспортировано чуть более 1 млн. транспортных средств.

Как обычно, правительство оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. Первое, что было сделано в 2022 году – налог на покупку легковушек был уменьшен почти в два раза. Вновь начали запускаться новые программы, позволяющие с выгодой приобрести автомобиль, а для компаний – удешевить производство при почти не меняющейся стоимости продукции.

Это не замедлило принести свои плоды. Уже к концу 2022 года стране удалось потеснить Германию, которая долгое время считалась лидером по экспорту автомобилей.

Как уже стало вполне обычным, в 2023 году Китай снова дополнил страничку мировых рекордов автопрома. Мало того, что были произведены более тридцати миллионов транспортных средств – львиная доля приходилась на электромобили и электробусы, которые пользуются высоким спросом во всем мире.

Уже второй год подряд Китай выступает лидером по экспорту всех типов транспортных средств и гарантированно ситуация на ближайшее десятилетие не изменится. Причин столь высокой популярности китайской продукции немало – доступная стоимость, качественная сборка, многофункциональность, надежность в работе. Остается только ждать, чем еще сможет удивить Поднебесная страна, и высока вероятность, что ей это удастся.