Катафоты для грузовиков

Термин "катафоты" является составным, он включает в себя древнегреческую приставку κατα, обозначающую противодействие чему-либо, и корень φῶς, переводящийся как свет. Русские слова-синонимы световозвращатель и ретрорефлектор применяются на практике не так часто.
Катафоты были изобретены в Великобритании более 100 лет назад и с тех пор получили широкое распространение по всему миру. Более того, их применение, в том числе и регламентированное документально, стало обязательной нормой для автовладельцев, велосипедистов, дорожных рабочих, сотрудников полиции и многих других категорий населения в разных уголках планеты.

Основной функцией ретрорефлекторов стало обеспечение безопасности дорожного движения. Благодаря способности катафотов в значительной мере отражать попадающий на них свет, они в разы повышают заметность движущегося или стоящего автотранспорта, находящихся на дороге людей, знаков, элементов ограждения и т.п. Невозможно сказать, сколько аварий и ДТП предотвратили за время своего существования катафоты, но речь точно идёт о десятках и сотнях тысяч случаев.
Столь полезное изобретение просто не могло не получить своё применение в сфере грузового автомобилестроения. Катафоты широко задействованы здесь, параллельно также применяется светоотражающая полоса (регулируется данный вопрос Государственным Стандартом № 41/104.99, введенным в действие с 01 января 2000 г.)



Катафоты для грузовиков: актуальные виды и типы продукции


Если систематизировать катафоты для грузовых автомобилей по их форме, можно выделить 3 основные категории:
круглые световозвращатели – выполняются диаметром 50-85 мм. Могут крепиться посредством болта, расположенного центру, за счет боковых ушек, также есть современные модели на липучках;
треугольные катафоты – выполняются, в основном, в красном цвете. Современные модели имеют также диодную подсветку, что значительно повышает заметность элемента. Электропитание на светодиоды подается во время торможения или движения назад, что привлекает дополнительное внимание других участников дорожного движения;
прямоугольные катафоты – могут быть белыми, оранжевыми, желтыми, красными. Прикрепляются на липкой ленте, при помощи одного или нескольких болтов.



Наличие и расположение световозвращателей регулируется Государственным Стандартом № ГОСТ 8769.75. Согласно нему катафоты относятся к внешним световым приборам. В зависимости от ширины транспортного средства меняется и категория установленных световозвращателей:
так на автомобиле шире 1,60 метра должны стоять катафоты 1ой категории по ГОСТу 20961;
шириной до 1,60 метра (включительно) – 2ой категории по ГОСТУ 20961;
полуприцепы и прицепы оснащаются световозвращателями 3й категории, а в случае если они имеют выступающее за заднюю линию габаритов дышло на расстояние в 1,5 м и более – на него ставится дополнительный светоотражатель 1й категории.

ГОСТ 8769.75 также регулирует размещение боковых катафотов. Их установка обязательна, если длина транспортного средства равняется или превышает 6 метров. При этом светоотражатели должны быть установлены:
на расстоянии не более 3х метров от начальной (передней) линии ТС;
и не более 1го метра от окончания транспортного средства.

Когда длина ТС менее 6 метров, размещение катафотов на боковых частях выполняется по инициативе владельцев. Если на боковой стороне устанавливается один катафот, он должен быть расположен в средней трети длины транспортного средства.
Что касается цвета светоотражателей, он должен соответствовать месту расположения катафота. Так передние ретрорефлекторы должны иметь белый окрас, задние – красный, а боковые – желтый или оранжевый. 
Таким образом, катафоты за счет наличия в них возвратно-отражающего визуального элемента служат для повышения заметности и обозначения габаритных размеров грузового и легкового автотранспорта и других объектов в темное время суток. Качественно отражая попадающий на них свет, они информируют других водителей о сложившейся ситуации на данном участке дороги. Благодаря использованию катафотов удалось значительно повысить безопасность дорожного движения и снизить количество ДТП.