Экспансия китайского автопрома на рынок России

Аксессуары для китайских грузовиков

Китайский автопром впервые появился на рынке России в 2003 году. Именно в этом году в страну была доставлена первая партия автомобилей из поднебесной. Это было восемь машин ZX Auto (Tianye) Admiral 4х4 — полноприводные пикапы, доставленные компанией из Новосибирска. В последующем были поставки Beijing Jeep, которые были собраны по лицензии Jeep 2500 Cherokee. Однако с их продажей возникли сложности, поскольку были нарушены некоторые требования.

В скором времени в Новосибирске открывается компания «Пекинский Джип», которая заключает выгодный контракт на поставку авто из Китая. С этого и начинается история проникновения китайского автопрома на отечественный рынок.


Развитие экспансии

В скором времени в Москве открывается компания «Ирито», которая начала продажу Great Wall. Примечательным моментом стала относительно небольшая наценка, которая составляла всего 6%. Это позволило быстро реализовать новинку, которая вызывала определенные сомнения среди обывателей. Всему вина привычное «китайское качество». В отличие от поставляемых ранее ZX Auto (Tianye) Admiral 4х4 автомобили Great Wall оказались вполне неплохими. Да и наценка на первые поставляемые авто составляли более 25%, что, впрочем, не помешало продаваться и им.

Уже в 2004-2005 годах на российский рынок активно входят Chery и BYD. Привычные многим Amulet, QQ и F3 начинают все чаще встречаться на городских улицах. Не исключением становится и Москва, где подобные автомобили также стали набирать популярность.

С этого момента начинают формироваться представительства, открываются дистрибьюторы, а также закладывается дилерская сеть. Это способствует более активному проникновению и распространению разных марок и моделей авто из Поднебесной по территории России. Главным преимуществом китайского автопрома на первых этапах остается доступная цена на весь модельный ряд, независимо от комплектации.

Особенности ранней экспансии китайского автопрома на рынок России

Ключевой особенностью первых китайских моделей, которые были представлены на российском рынке, являлось их сходство с популярными моделями известных брендов. Это связано с тем, что до 2018 года в Китае не было запрета на копирование автомобилей других компаний. Соответственно, большинство автопроизводителей занимались откровенным плагиатом, вместо затрат на собственные разработки и проектирование.

Среди других особенностей раннего выхода на российский рынок можно выделить:

  • Довольно быстрое распространение автомобилей. Уже к 2007 году доля китайских авто достигли почти 2,5% рынка, что для четырех лет присутствия в продаже достаточно весомый показатель.
  • За последующие шесть лет, до 2013 года, китайцам удалось практически удвоить собственную долю на рынке России — показатель составил 4 % от общего объема продаж. Такого развития не удавалось достичь практически никому. И это в то время, когда большинство моделей все еще были копиями других брендов.
  • Относительно низкое качество автомобилей. Это была проблема практических всех первых моделей, поступающих из Китая первое десятилетие с момента прихода. Подобная проблема сохранялась приблизительно до 2020 года. В дальнейшем назвать китайские авто проблемными уже нельзя было. По крайней мере тех брендов, которые уже получили известность
  • Приемлемая цена. Сравнивая с европейскими компаниями стоимость китайских машин с аналогичными свойствами и характеристиками стояли на 20-40% дешевле.

В дальнейшем доля рынка китайских авто начал активно развиваться на территории России, хотя и с определенными сложностями.

Современные тенденции рынка

Кардинальным образом ситуация начала меняться после 2018 года, а особенно после 2022 года, когда европейские автопроизводители покинули российский рынок. Сегодня среди тенденций проникновения китайских авто в России можно выделить:

  • Увеличение объемов производства непосредственно в России. Это позволяет поддерживать достаточно доступную ценовую планку, а также снижать затраты на транспортировку.
  • Доля иностранного транспорта на рынке грузового транспорта к концу 2024 года достигнет 95%, при этом продолжается сокращение представительства европейских брендов. Собственно, они распродают складские запасы. Освободившееся место быстро заполняет продукция из Китая.
  • В 2023 года доля легкого грузового транспорта китайского происхождения выросла на рынке в пять раз, несмотря на общее снижение рынка на 7,3%.
  • Доля крупнотоннажного и легкового транспорта производства Поднебесной показывает рост в 35-50% роста с каждым годом после 2022 года. Стремительный выход европейских компаний оказал существенную поддержку китайским производителям автомобилей.

В то же время наблюдаются и определенные сложности. Стремительный рост популярности, неконкурентная игра крупных компаний, несбалансированное развитие дистрибьюторской и дилерских сетей приводит к ряду проблем. Наблюдается рост цен, несоблюдение условий контрактов, нарушения правил оформления, отказ или отсутствие гарантийного обслуживания и т.д. В конечном итоге это может сказаться на спросе среди покупателей, которые будут выбирать отечественных производителей или искать возможность покупки европейских автомобилей, пускай и по большей цене.

Краткие итоги

Появление в 2003 году первых китайских автомобилей на отечественном рынке не создало особого фурора. Однако доступная стоимость авто и довольно неплохой дизайн позволили постепенно пробиться на отечественный рынок.

Дальнейшее улучшение качества автомобилей, особенно после 2018 года, поспособствовало улучшению позиций авто из Китая в России. Еще больше экспансия усилилась после 2022 года, когда из-за европейских санкций производители начали уходить из страны. При текущих темпах экспансии уже в скором времени китайские автомобили будут составлять более 30% отечественного рынка.