Способы крепления груза
На сегодняшний день в Российской Федерации не найти нормативно-правовой документации, которая бы регулировала безопасность крепления грузов при транспортировке. А та, что действует в Европе, может быть использована только в качестве справочной литературы. Но и этого достаточно, чтобы, опираясь на стандарты EN 12195:2010 «Крепление грузов на автотранспортных средствах. Безопасность» и EN 12642 «Конструкция кузова коммерческого транспортного средства. Минимальные требования», сделать перевозки безопасными как для груза, так и для участников движения. Мы настоятельно рекомендуем изучить опыт ваших европейских коллег и использовать его на российских дорогах. А тем, кто выезжает с грузами за пределы РФ и следует в еврозону, нужно руководствоваться исключительно тамошними стандартами, во избежание проблем с полицией.
Как размещать груз в кузове
Располагая груз для перевозки в кузове автомобиля, важно придерживаться таких требований, описанных в европейских стандартах.
Те грузы, которые отличаются большим размером и весом, размещайте внизу кузова, как можно ближе к продольной оси симметрии кузова, оптимально — на середине ее длины.
Крупные грузы размещайте как можно ниже в кузове. Помните о том, что центр тяжести влияет как на управляемость авто, так и на эффективность его торможения.
Отдельные однородные грузы штабелируют, соблюдая одинаковое количество слоев по всей площади, чтобы верхний слой был закреплен равномерно.
Грузы, имеющие объемную массу меньшую, укладывают на те, что обладают большей объемной массой.
Длинномерные грузы старайтесь подбирать для размещения в кузове примерно одной длины и толщины в ярусе. Чем длиннее груз, тем ниже он должен быть расположен на платформе.
Немного физики для эффективного размещения грузов
Даже если физика не была вашим любимым предметом в школе, напоминаем: на тело, двигающееся неравномерно прямо или криволинейно действует сила инерции. И это особенно характерно именно для авто, перевозящего груз. Ведь при резком торможении, начале движения, на поворотах и даже при простом перестраивании из ряда в ряд, сила инерции может достигать величины, способной опрокинуть груз или даже выкинуть его за кузов.
В европейских стандартах вы можете найти значения этих сил:
продольно вперед — 0,8 от массы груза;
продольно назад — 0,5 от массы груза;
поперечно влево, вправо — 0,5 от массы груза.
А для того чтобы груз остался на месте, нужно скомпенсировать силу инерции, например, силой трения.
Для увеличения силы трения нужно использовать специальные противоскользящие материалы (маты, коврики), которые кладутся на пол кузова или платформы, например.
И, конечно, скомпенсировать силу инерции можно, обеспечив дополнительное прижатие груза к кузову. Именно с этой целью и применяются самые разные виды стяжных ремней, а европейские стандарты учат их правильному использованию.
Прямая увязка груза (растяжками)
Если вы профессионально занимаетесь перевозкой груза, то знаете о том, что он может быть оснащен специальными кольцами, петлями, скобами. Тогда ремень одним концом фиксируется за увязочное устройство, а вторым — крепится за кузов. Мы рекомендуем брать сразу не менее 2 пар стяжных лент в этом случае, чтобы обеспечить равномерное прижатие в каждом направлении. Этот способ подходит для перевозки тяжелых, объемных грузов, конструкций, оборудования.
Увязка груза петлей
Этот вид увязывания подразумевает крепление груза при помощи стяжных лент к одной стороне автомобильного кузова, чтобы груз не смещался в обратную сторону. Как вы понимаете, чтобы зафиксировать груз надежно, следует использовать попарное увязывание. Минимальное количество ремней — три (2 в одном направлении и 1 в противоположном). Европейский стандарт рекомендует применять этот способ с целью скомпенсировать поперечную инерцию, равную 0,5 от массы груза. Выбирая точку крепления, помните о том, что она испытывает суммарную нагрузку, действующую на стяжной ремень.
Рессорная увязка или увязка шпрингером
Этот вид крепления груза применяется для предотвращения его перемещения вперед-назад по кузову. Но он имеет слабое место: при провисании ремня он может сместиться. Поэтому используют дополнительные приспособления для фиксации: уголки, европоддоны, веревки или сразу два одинаковых ремня.
Достоинства рессорной увязки груза:
увеличенная в два раза рабочая нагрузка;
не нужно обжимать ленту дополнительным натяжным механизмом;
нет опасности повреждения груза от давления ремнем;
растяжение ленты не приводит к снижению надежности крепления.
При этом для удержания шпринга вы можете взять обычную веревку, а не искать уголки или европоддон. Однако если вы профессионально перевозите груз, то в вашем арсенале наверняка найдутся эти дополнительные приспособления.
Крепление шпринга уголками используют реже, так как специальные уголки с петлями для проводки лент есть не у каждого перевозчика в арсенале. Однако этот способ хорош тем, что груз дополнительно прижимается к полу кузова, что увеличивает силу трения.
А вот закрепление груза при помощи европоддона не дает дополнительного увеличения силы трения, так как вниз прижимается только сам европоддон. Зато его использование дает дополнительную фиксацию стенки, что важно для непрочных, хрупких грузов, склонных к деформациям.
Чтобы правильно рассчитать крепление груза методом шпринга, нужно определить усилие натяжения стяжного ремня, которое возникает при воздействии на него инерционных сил.
Для вашего удобства мы изобразили перечисленные способы крепления груза в кузове на схеме. Чтобы воспользоваться ею, вы должны учесть массу и размеры груза, где расположен центр тяжести груза и автомобиля, знать коэффициент трения, количество и качество точек крепления на кузове (платформе). Учитывайте также форму и тип перевозимого груза, а также прочность борта автомобиля.
Вам также могут быть интересны наши обзоры:
- Как правильно выбрать стяжной ремень
- Правила крепления груза: обязательно или необходимо?
- График работы офиса и склада АВТОЛОНГ с 28 октября по 7 ноября 2021
- Публикации о товарах и услугах АВТОЛОНГ в автомобильных онлайн-изданиях
- Разделы, организаторы и участники MIMS 2021